Про депресію
В теории Юнга экстраверсия представляет собой направленность личности, ориентированной на внешний мир.
Экстраверты склонны к экстернализации своих мыслей и чувств, к поиску новых контактов и впечатлений.
Однако экстраверсия не всегда является позитивным свойством личности.
Экстравертированные личности могут сталкиваться с риском "перегрузки" информацией из внешнего мира, что провоцирует психическое истощение и депрессию.
Под маской экстраверсии могут скрываться трудности, связанные с тем, что человек ориентирован к внешнему миру в ущерб внутренним потребностям души.
Депрессия, согласно Юнгу, может возникать как результат непродуктивного использования экстравертированных качеств.
Экстраверты могут испытывать депрессию, когда они чувствуют себя изолированными или неспособными к внешнему взаимодействию, из-за недостатка поддержки или недостаточности внешних стимулов.
Депрессия может быть попыткой поиска баланса между внутренними и внешними аспектами личности, когда внутренняя сфера требует большего внимания и заботы.
Слишком высокий уровень экстраверсии или непродуктивное использование этой ориентации может привести к депрессивным состояниям, особенно когда экстравертам не хватает внутренней гармонии или внутренних ресурсов для поддержания психологического баланса.
Депрессия интерпретируется в аналитической психологии в терминах энергетического дисбаланса, непропорционального распределения либидо между бессознательным и сознанием, в центре которого располагается наше Я.
Поэтому, говоря о символизме души человека, Юнг в то же время говорит о связанности образа (репрезентации), заключенного в нем смысла и его энергетического потенциала.
Энергия образа неотделима от его смысла.
Интеграция смысла, т. е. понимание вытесненного, подавленного или изолированного материала психики, означает его возвращение в сферу актуальной психики (сознания), когда энергия символа поступает в распоряжение Я через рефлексию заключенного в символической репрезентации скрытого смысла.
Депрессия необходима для того, чтобы ослабить фиксацию Я на внешней реальности, снизить «маниакальную» ориентацию на внешний мир, и переориентировать его к внутренним составляющим опыта, находящимся за кулисами актуального сознания.
Выхода на психическую сцену скрытых аспектов личности, обогащает ситуацию жизни и дает новый творческий импульс к дальнейшему развитию и индивидуации самости.
В работе «Трансцендентальная функция» Юнг отмечает, что «в интенсивности эмоционального расстройства как такового содержится ценность, энергия, которую следовало бы иметь в своем распоряжении, чтобы восстановить состояние сниженной адаптации».
Выход из депрессии и, вместе с тем, выход на новый уровень адаптации, может состояться лишь в контексте понимания ее бессознательного смысла.
Дж. Боулби (1982): динамика депрессивного реагирования несет в себе адаптивный смысл и аналогична реакции на утрату значимого объекта привязанности (у ребенка).
Любой новый этап адаптации невозможен без преодоления старой адаптационной стратегии (Юнг).
В этом контексте понятен смысл депрессии – это своего рода форма преодоления, отрицания прежней модели адаптации, символическая смерть, чтобы после возрождения Я, оно смогло выйти на новы адаптационный рубеж.
Э. Хардинг (1981): блокирование либидо и регресс Я возможны в силу определенных обстоятельств жизни, т.е. провоцирующих факторов.
Адаптация личности к различным условиям жизни может протекать вполне благополучно и относительно предсказуемо, но потом происходит нечто...
Именно это нечто служит провоцирующим фактором.
Оно может носить внешний характер, и быть связанным с некоторыми событиями актуальной жизни, которые произошли неожиданно, в нарушение ее логики и предсказуемости.
Словно появление «черного лебедя» среди других «белых лебедей» (Н. Талеб).
Некая случайность, достаточно сильная, чтобы пошатнуть способствующие адаптации защиты Я, либо незначительные обстоятельства, сумма которых накапливается со временем.
Либо это нечто может иметь внутреннюю причину, в том случае, если человек игнорирует потребности (смысловые, ценностные, архетипические) своей души, те потребности, которые отвечают задачам ее индивидуации.
Самость в этом случае провоцирует срыв защит, и Я погружается в бессознательное словно в бездну, чтобы там обнаружить путь, структура которого не связана с внешним миром и его ориентирами, но только с аутентичными намерениями самого субъекта.
Возникает некое препятствие в жизни, или разочарование, вызванное тем, что не реализовались ожидание, и надежды оказались обманутыми, или долго вынашиваемые планы терпят неудачу, терпит крах желание, случается смерть любимого человека, утрата отношений, распад брака, серьезная болезнь, провал в бизнесе, или крушение надежд и амбиций.
Вероятность развития депрессивного ответа на актуальные обстоятельства жизни или на особенности внутренней динамики личности повышается в том случае, если есть к этому предпосылка, связанная с историей детства и ранних отношений с родительскими фигурами.
Одним из значительных факторов, влияющих на развитие депрессии, является утрата любви в раннем возрасте, а также возникновение фантазии о то, что это происходит в силу злого умысла.
Развитие такой фантазии приводит к блокированию убеждения или надежды на то, что ребенка любят оба родителя.
Все мы тоскуем вследствие расщепления души.
Одна часть души жаждет зацепиться за землю в хтоническом объятии; другая тоскует по небесам, по трансценденции, по духовному пристанищу.
🪐Джеймс Холлис
Коментарі
Дописати коментар